В ответ на последнюю всемирную оценку проблемы пластикового мусора Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) мы, нижеподписавшиеся научные эксперты, подчеркиваем, что существующие методы производства, проектирования, использования и утилизации пластмасс порождают крайне негативные последствия для состояния экосистем, биоразнообразия, здоровья человека (включая проблемы фертильности и онкологические заболевания), климата, устойчивых источников существования, культурного разнообразия и, как следствие, прав человека по всему миру.
Подходы, которые предлагаются в настоящее время для решения проблем, связанных с пластмассами, ориентированы преимущественно на управление отходами и реализацию сопутствующих мер. Они выходят за нижние пределы безотходной иерархии и ограничиваются морским мусором, не отражая в полной мере выводы Научного консультативного комитета ЮНЕП по проблеме лома и микрочастиц пластмасс в морской среде о необходимости подхода, охватывающего все стадии жизненного цикла пластмасс и нацеленного, главным образом, на предотвращение или снижение объемов использования, а также изменение проектирования проблемных пластмасс для их исключения из мировой экономики.
Загрязнение, вызываемое пластмассами на протяжении их жизненного цикла, является трансграничным и трансгенерационным. Поэтому влияние пластмасс сходно с изменением климата, утратой биоразнообразия, истощением озонового слоя и эффектами стойких органических загрязнителей, в отношении которых уже заключены соответствующие многосторонние соглашения по окружающей среде. Мы призываем правительства поддержать заключение нового глобального договора, основанного на подтвержденном независимой экспертной оценкой научном консенсусе, а также местных и Традиционных знаниях, инновациях и практиках коренных народов и местных сообществ, с целью охвата существующего пластикового кризиса в глобальном масштабе.
Объемы производства первичной пластмассы увеличились с двух миллионов тонн в год в 1950 году до 367 миллионов тонн в 2020 году. Согласно прогнозам, в 2050 году они достигнут одного миллиарда тонн в год, и это производство стало одной из движущих сил изменения климата. Объемы утечки пластика в биосферу в виде мусора и отходов управляемых систем также резко возросли за последние годы и ожидается, что они почти утроятся за период с 2016 по 2040 год. Примерно семь миллиардов из 9,2 миллиардов тонн пластмассы, согласно существующим оценкам произведенной в период с 1950 по 2017 год, сегодня превратились в мусор, три четверти которого размещены на полигонах либо накапливаются в наземных или водных экосистемах.
Происходит необратимое, комплексное и глобальное воздействие пластмасс и связанных с ними токсичных мономеров, олигомеров, добавок, катализаторов, средств полимеризации и неумышленно добавленных веществ на окружающую среду, экосистемы и организмы, включая людей. Несмотря на остающиеся пробелы знаний, есть явные и неоспоримые подтверждения того, что загрязнение, вызываемое пластмассами на всех стадиях их жизненного цикла, негативно влияет на все уровни биологической организации, от генетического и эпигенетического, клеточного и субклеточного до уровней организмов, популяций и экосистем, усугубляя сокращение биологического разнообразия и изменение климата. Также есть данные о том, что планетарные границы безопасного рабочего пространства по критериям «химическое загрязнение и нововведения» (включая пластиковое загрязнение) уже пересечены.
При этом экономические потери из-за пластикового загрязнения только одной морской среды очень значительны. Мировые экономические потери из-за пластикового загрязнения морской среды с точки зрения его воздействия на туризм, рыбный промысел и аквакультуру в 2018 году оценивались на уровне 6-19 миллиардов долларов США. Ожидается, что они будут расти с увеличением производства, оборота и использования пластмасс. Приведенные цифры существенно ниже, чем реальные потери, поскольку не учитывают будущие упущенные доходы из-за деградации мест обитания и экологических эффектов, приводящих к сокращению биологического разнообразия, а также не включают значительные прямые и косвенные потери, связанные со здоровьем населения, культурным и общественным благополучием и дальнейшими экономическими, социальными и экологическими последствиями, которым сложно дать количественную оценку.
Будучи экспертами, изучающими и вносящими вклад в междисциплинарные публикации по проблеме пластикового загрязнения, основанные на эмпирических и прикладных исследованиях, мы приходим к выводу, что быстрый рост производства пластмасс отражает полное игнорирование принципа предосторожности, недостаточный учет множества негативных внешних факторов и окончания срока эксплуатации пластиковых продуктов при их проектировании.
Мы признаем усилия, предпринимаемые правительствами и организациями по всему миру для борьбы с пластиковым кризисом, но подчеркиваем, что ни одна из стран не может в одиночку справиться с этим глубоким системным вызовом и что существующие обязательства обеспечат снижение объема пластиковых отходов, поступающих в окружающую среду, только на семь процентов. Отсутствие масштабного регулирования отрасли по производству пластмасс и наличие национальных и международных рамочных концепций, поддерживающих и субсидирующих загрязняющие отрасли, порождают серьезную угрозу для экосистем и здоровья населения, прав человека и климатической стабильности. Мы также признаем, что сама по себе переработка пластмасс не является решением столь масштабной проблемы, поскольку в настоящее время для переработки подходит лишь небольшая их часть и лишь несколько видов монокомпозитного пластика, производство из переработанных материалов требует использования первичных пластмасс, остается нерешенной проблема токсических остатков в переработанной пластмассе, переработка оказывает собственное воздействие на окружающую среду, а кампании по переработке часто используются для повышения потребления изделий из пластмассы, но не для его снижения.
В качестве наиболее перспективных мер для предотвращения пластикового загрязнения мы выделяем ограничение производства пластмасс, проектирование изделий и средств доставки, поддерживающих инфраструктуру по их многократному использованию, ремонту и переработке, а также применение альтернативных и в ряде случаев – традиционных материалов и новых бизнес-моделей, не предполагающих использование пластмасс. Мы подчеркиваем, что существующие соответствующие многосторонние договоры по проблемам окружающей среды являются фрагментарными и недостаточными. Крайне важно объединить усилия правительств, бизнеса и граждан для эффективного глобального сотрудничества на основе научного консенсуса, как это уже сделано с неотложными проблемами климата и биологического разнообразия.
Есть веские основания для немедленных и решительных действий на глобальном уровне для ограничения и сокращения производства пластмасс, стандартизации и снижения количества видов пластмасс, изделий из них и средств доставки, гармонизации мониторинга и отчетности, а также обеспечения соблюдения нормативных требований и их принудительного исполнения с целью предотвращения и смягчения дальнейшего вреда.
С учетом вышеизложенного, мы настоящим заявляем, что надлежащей ответной мерой для решительной борьбы с одним из наиболее острых кризисов современного мира, связанным со здоровьем населения, правами человека, климатом и техногенным воздействием на окружающую среду, является новый, имеющий обязательную юридическую силу глобальный договор.
Такой договор должен быть нацелен на предотвращение и снижение вреда, порождаемого существующими методами производства, проектирования, использования и утилизации пластмасс, включая загрязнение окружающей среды, путем поддержки внедрения нетоксичных замкнутых экономических моделей и охвата всех стадий жизненного цикла пластмасс. Такие стадии должны включать добычу углеводородов как исходного сырья; производство мономеров, полимеров и добавок; проектирование и производство изделий; перевозку; потребление; сбор мусора; управление; утилизацию и сбор ранее накопленных пластиковых отходов.
Для обеспечения эффективности и практической применимости договора мы рекомендуем включить в него следующие основные положения:
- Cоздать авторитетный, значимый и мобильный научный орган для предоставления научных, социально-экономических и методических обоснований и рекомендаций на основе принципов демократизма и открытого доступа с целью соблюдения прав человека на пользование результатами научного прогресса и свободу информации. Такой орган также должен обеспечить распространение местных и традиционных знаний, инноваций и практик с информированным согласием.
- Oпределить задачи и установить, помимо прочего, измеримые и привязанные к конкретным срокам цели, универсальные определения и показатели, гармонизированные протоколы сбора данных и анализа.
- Cоздать стандартизированную глобальную концепцию для мониторинга и отчетности по производству пластмасс, производству пластмассовых изделий, обороту, потреблению, управлению отходами и их сбору, а также для мониторинга пластикового загрязнения, включая микрочастицы пластмасс и связанные с пластиком токсичные вещества, во всех средах (почвы, море, пресные воды, подземные воды и воздух) и в биоте, при поддержке устойчивых механизмов глобального финансирования.
- K 2030 году существенно снизить объемы производства первичных пластмасс и генерируемых пластиковых отходов, главным образом – за счет предотвращения и сокращения и во вторую очередь – за счет многократного использования и нетоксичной переработки в соответствии с Целью в области устойчивого развития 12 (ЦУР-12).
- Oбеспечить учет проблем проектирования и использования изделий посредством жестких критериев безопасности и устойчивости для химических веществ и продуктов, включая запрет или регулирование применения добавок, мономеров, катализаторов, средств полимеризации, умышленно добавленных нано- и микрочастиц пластмасс, и в то же время повышение ремонтопригодности, долговечности для многократного использования, биологической и экологической безопасности, а также переработку только в случае ее безопасности и эффективности.
- Предусмотреть регулярную отчетность о ходе реализации договора на национальном, региональном и международном уровне.
- Oпределить финансовые и технические договоренности, включая передачу технологий для поддержки реализации договора, с учетом потребностей развивающихся стран.
- Cодействовать научным исследованиям и разработкам для инновационных методов многократного использования или заполнения, традиционных и не имеющих пластика решений, и в то же время обеспечить наличие достаточной фактологической базы во избежание неудачных замен и для выбора вариантов на основе научных данных.
- Cпособствовать сотрудничеству и координации с соответствующими региональными и международными инструментами, а также существующими техническими и научными органами для обеспечения синергии и во избежание дублирования.
Ссылки на использованные источники
Arp, H. P. H., Kühnel, D., Rummel, C., MacLeod, M., Potthoff, A., Reichelt, S., & Jahnke, A. (2021). Weathering Plastics as a Planetary Boundary Threat: Exposure, Fate, and Hazards. Environmental Science & Technology. Доступен здесь.
Beaumont, N. J., Aanesen, M., Austen, M. C., Börger, T., Clark, J. R., Cole, M., … & Wyles, K. J. (2019). Global ecological, social and economic impacts of marine plastic. Marine pollution bulletin, 142, 189-195. Доступен здесь.
Borrelle, S. B., Ringma, J., Law, K. L., Monnahan, C. C., Lebreton, L., McGivern, A., … & Rochman, C. M. (2020). Predicted growth in plastic waste exceeds efforts to mitigate plastic pollution. Science, 369(6510), 1515-1518. Доступен здесь.
Brouwer, M. T., Alvarado Chacon, F., & Thoden van Velzen, E. U. (2020). Effect of recycled content and rPET quality on the properties of PET bottles, part III: Modelling of repetitive recycling. Packaging Technology and Science, 33(9), 373-383. Доступен здесь.
Brouwer, M. T., Thoden van Velzen, E. U., Ragaert, K., & ten Klooster, R. (2020). Technical Limits in Circularity for Plastic Packages. Sustainability, 12(23), 10021. Доступен здесь.
Cabernard, L., Pfister, S., Oberschelp, C., & Hellweg, S. (2021). Growing environmental footprint of plastics driven by coal combustion. Nature Sustainability, 1-10. Доступен здесь.
Galloway, T. S., & Lewis, C. N. (2016). Marine microplastics spell big problems for future generations. Proceedings of the national academy of sciences, 113(9), 2331-2333. Доступен здесь.
Geyer, R., Jambeck, J. R., & Law, K. L. (2017). Production, use, and fate of all plastics ever made. Science advances, 3(7), e1700782. Доступен здесь.
Goldberg, R. F., & Vandenberg, L. N. (2021). The science of spin: targeted strategies to manufacture doubt with detrimental effects on environmental and public health. Environmental Health, 20(1), 1-11. Доступен здесь.
Harfoot et al. (2017). ‘Present and future biodiversity risks from fossil fuel exploitation’, Conservation Letters (11)4 e12448. Доступен здесь.
Heller, M. C., Mazor, M. H., & Keoleian, G. A. (2020). Plastics in the US: toward a material flow characterization of production, markets and end of life. Environmental Research Letters, 15(9), 094034. Доступен здесь.
Lau, W. W., Shiran, Y., Bailey, R. M., Cook, E., Stuchtey, M. R., Koskella, J., & Palardy, J. E. (2020). Evaluating scenarios toward zero plastic pollution. Science, 369(6510), 1455-1461. Доступен здесь.
Liboiron, M. (2016). Redefining pollution and action: The matter of plastics. Journal of material culture, 21(1), 87-110. Доступен здесь.
MacLeod, M., Arp, H. P. H., Tekman, M. B., & Jahnke, A. (2021). The global threat from plastic pollution. Science, 373(6550), 61-65. Доступен здесь.
Matouskova, K., & Vandenberg, L. N. (2022). Towards a paradigm shift in environmental health decision-making: a case study of oxybenzone. Environmental Health, 21(1), 1-12. Доступен здесь.
Minderoo (2021). The Plastic Waste Makers Index: Revealing the source of the single-use plastics crisis. Доступен здесь.
Muncke, J., Andersson, A. M., Backhaus, T., Boucher, J. M., Almroth, B. C., Castillo, A. C., … & Scheringer, M. (2020). Impacts of food contact chemicals on human health: a consensus statement. Environmental Health, 19(1), 1-12. Доступен здесь.
Persson, L., Carney Almroth, B. M., Collins, C. D., Cornell, S., de Wit, C. A., Diamond, M. L., … & Hauschild, M. Z. (2022). Outside the Safe Operating Space of the Planetary Boundary for Novel Entities. Environmental science & technology. Доступен здесь.
Plastics Europe (2021). Plastics: The Facts. Доступен здесь.
Rochman, C. M., Browne, M. A., Halpern, B. S., Hentschel, B. T., Hoh, E., Karapanagioti, H. K., & Thompson, R. C. (2013). Classify plastic waste as hazardous. Nature, 494(7436), 169-171. Доступен здесь.
Schyns, Z. O., & Shaver, M. P. (2021). Mechanical recycling of packaging plastics: A review. Macromolecular rapid communications, 42(3), 2000415. Доступен здесь.
Simon, N., Raubenheimer, K., Urho, N., Unger, S., Azoulay, D., Farrelly, T., & Weiand, L. (2021). A binding global agreement to address the life cycle of plastics. Science, 373(6550), 43-47. Доступен здесь.
Stahel, W. R. (2016). The circular economy. Nature, 531(7595), 435-438. Доступен здесь.
Stubbins, A., Law, K. L., Muñoz, S. E., Bianchi, T. S., & Zhu, L. (2021). Plastics in the Earth system. Science, 373(6550), 51-55. Доступен здесь.
UN Environment Programme (2021). Making Peace with Nature: A scientific blueprint to tackle the climate, biodiversity, and pollution emergencies. Доступен здесь.
UNEP (2021). From Pollution to Solution: A global assessment of marine litter and plastic pollution. Доступен здесь.
UNEP (2021). Addressing Single-use Plastic Products Pollution Using a Life Cycle Approach. Nairobi. Доступен здесь.
Zheng, J., & Suh, S. (2019). Strategies to reduce the global carbon footprint of plastics. Nature Climate Change, 9(5), 374-378. Доступен здесь.